Медведьма Гризли (darth_veyda) wrote,
Медведьма Гризли
darth_veyda

Крамольная мысль про Мироздание как Учителя

...или
Касательно продвигаемого кое-кем постулата "ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ТРЕНАЖЕР", коий постулат завяз у меня уже не скажу где до не скажу каких ощущений

(некоторые несознательные товарищи предпочитают формулировку "тут вам не детский сад, тут жесткие профессионалы и конструктивная критика", или даже "детей надо воспитывать жОстко, чтобы они выросли готовыми к настоящей жЫзни". Как первое, так и второе есть тот же постулат, только в профиль, поэтому мы эти варианты здесь рассматривать не будем, тем более, что от терминов "жесткий" и "конструктив" у меня начинается по меньшей мере истерическая рвота, а это малоэстетично и не имеет отношения к теме повествования)

Так вот, когда я перешла в четвертый класс музыкальной школы, у школы как раз появилось собственное помещение, а в этом помещении - вроде как концертный зал и в нем РОЯЛЬ. Настоящий всамделишный рояль, даже, кажется, новенький, красивый и блестящий. Теперь можно было играть академконцерты и экзамены не в тесной комнатке на раздолбанной "Украине" (по антипатриотическому воздействию на потребителя одно пианино марки "Украина" приравнивается к полутора, а то и двум автомобилям марки "Запорожец"), а в зале (по факту ненамного большего размера, но все-таки) на рояле, чувствуя себя относительно белым человеком. Это на первый взгляд.

На второй взгляд оказалось, что наш рояль замечательно характеризуется одним Словом. (и Слово это было ПИЗДЕЦ, но я его тогда не то, чтобы не знала, но еще не привыкла использовать как универсальную характеристику таких явлений). У него было два замечательных качества, каждое из которых могло и по отдельности свести с ума за пол-урока и заставить затосковать по той самой раздолбанной "Украине": во-первых, тугие клавиши, которые физически тяжело было нажимать и относительно взрослой мне, а уж как выкручивались первоклашки со слабенькими пальчиками и их преподаватели, я даже не представляю; во-вторых, глухой звук, как будто молоточки ударяют вместо струн по стеклянным палочкам разной толщины, а корпус при этом набит тряпками. Было еще и третье качество, но оно принадлежало не роялю, а непосредственно помещению - помещение, которое концертный зал, было целиком, включая потолок, обшито звукопоглощающими панелями, чтобы, значит, не мешать жильцам того самого дома, в подвале которого мы располагались (правда. жильцы не платили нам взаимностью, но это уже другая история).

И вот сочетание этих дивных качеств приводило к тому, что ты должен был лупить, а скорее даже давить на клавиши со всей дури только затем, чтобы хотя бы сам слышать собственную игру (сидящие на другом конце зала, не превышающего в длину 10 метров, играющего не слышали никогда. Не "плохо слышали", а вот именно не слышали совсем, так что можно было и не пытаться). Как при таком раскладе изобразить пианиссимо, остается на совести того, кто этот рояль сделал. (пианиссимо должно быть очень тихо, но слышно и слышно отчетливо)
И так двадцат восэм раз (с)

В этом месте зарыта дурнопахнущая псина, в которую мне частенько хочется натыкать носом всех, употребляющих обороты "жесткие условия", "сильный выплывет, слабого не жалко", "тренировки с утяжелением" этцетера в том же духе. Дело в том, что такая вот с позволения сказать игра "с утяжелением" закрепляла навыки прямо противоположные необходимым, ибо на клавиши ни в коем случае не нужно давить, по ним нужно ударять, причем ударять со скоростью, а не с силой. Но рояль никуда не девался, поэтому кривой навык, годный только для вот этого кривого инструмента, был востребован и прирастал достаточно крепко, а ученики и преподаватели постоянно отвлекались на то, чтобы в очередной раз его задавить.

Таки вот, любую ситуацию можно использовать как тренажер, точно так же, как любые грибы можно есть, просто некоторые - только один раз (с) Но полно ситуаций, которые НЕ НУЖНО использовать в этом качестве, потому что смыться из них далеко при первой возможности, перед этим максимально ограничив их влияние на себя, будет и здоровее, и полезнее. По крайней мере не потратишь полжизни на осознание того, что научился не тому, а вторую половину - на переучивание.

Мои коммуникативные проблемы все отчетливее напоминают мне этот чертов рояль. Поэтому я готова выйти в какое-нибудь людное место с транспарантом, на котором будет написано примерно "иногда лучше не научиться никак, чем научиться надежно, но неправильно" и стоять там немым укором, потому что я умею только так и прекрасно понимаю, что так - неэффективно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments