?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...или
Касательно продвигаемого кое-кем постулата "ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ТРЕНАЖЕР", коий постулат завяз у меня уже не скажу где до не скажу каких ощущений

(некоторые несознательные товарищи предпочитают формулировку "тут вам не детский сад, тут жесткие профессионалы и конструктивная критика", или даже "детей надо воспитывать жОстко, чтобы они выросли готовыми к настоящей жЫзни". Как первое, так и второе есть тот же постулат, только в профиль, поэтому мы эти варианты здесь рассматривать не будем, тем более, что от терминов "жесткий" и "конструктив" у меня начинается по меньшей мере истерическая рвота, а это малоэстетично и не имеет отношения к теме повествования)

Так вот, когда я перешла в четвертый класс музыкальной школы, у школы как раз появилось собственное помещение, а в этом помещении - вроде как концертный зал и в нем РОЯЛЬ. Настоящий всамделишный рояль, даже, кажется, новенький, красивый и блестящий. Теперь можно было играть академконцерты и экзамены не в тесной комнатке на раздолбанной "Украине" (по антипатриотическому воздействию на потребителя одно пианино марки "Украина" приравнивается к полутора, а то и двум автомобилям марки "Запорожец"), а в зале (по факту ненамного большего размера, но все-таки) на рояле, чувствуя себя относительно белым человеком. Это на первый взгляд.

На второй взгляд оказалось, что наш рояль замечательно характеризуется одним Словом. (и Слово это было ПИЗДЕЦ, но я его тогда не то, чтобы не знала, но еще не привыкла использовать как универсальную характеристику таких явлений). У него было два замечательных качества, каждое из которых могло и по отдельности свести с ума за пол-урока и заставить затосковать по той самой раздолбанной "Украине": во-первых, тугие клавиши, которые физически тяжело было нажимать и относительно взрослой мне, а уж как выкручивались первоклашки со слабенькими пальчиками и их преподаватели, я даже не представляю; во-вторых, глухой звук, как будто молоточки ударяют вместо струн по стеклянным палочкам разной толщины, а корпус при этом набит тряпками. Было еще и третье качество, но оно принадлежало не роялю, а непосредственно помещению - помещение, которое концертный зал, было целиком, включая потолок, обшито звукопоглощающими панелями, чтобы, значит, не мешать жильцам того самого дома, в подвале которого мы располагались (правда. жильцы не платили нам взаимностью, но это уже другая история).

И вот сочетание этих дивных качеств приводило к тому, что ты должен был лупить, а скорее даже давить на клавиши со всей дури только затем, чтобы хотя бы сам слышать собственную игру (сидящие на другом конце зала, не превышающего в длину 10 метров, играющего не слышали никогда. Не "плохо слышали", а вот именно не слышали совсем, так что можно было и не пытаться). Как при таком раскладе изобразить пианиссимо, остается на совести того, кто этот рояль сделал. (пианиссимо должно быть очень тихо, но слышно и слышно отчетливо)
И так двадцат восэм раз (с)

В этом месте зарыта дурнопахнущая псина, в которую мне частенько хочется натыкать носом всех, употребляющих обороты "жесткие условия", "сильный выплывет, слабого не жалко", "тренировки с утяжелением" этцетера в том же духе. Дело в том, что такая вот с позволения сказать игра "с утяжелением" закрепляла навыки прямо противоположные необходимым, ибо на клавиши ни в коем случае не нужно давить, по ним нужно ударять, причем ударять со скоростью, а не с силой. Но рояль никуда не девался, поэтому кривой навык, годный только для вот этого кривого инструмента, был востребован и прирастал достаточно крепко, а ученики и преподаватели постоянно отвлекались на то, чтобы в очередной раз его задавить.

Таки вот, любую ситуацию можно использовать как тренажер, точно так же, как любые грибы можно есть, просто некоторые - только один раз (с) Но полно ситуаций, которые НЕ НУЖНО использовать в этом качестве, потому что смыться из них далеко при первой возможности, перед этим максимально ограничив их влияние на себя, будет и здоровее, и полезнее. По крайней мере не потратишь полжизни на осознание того, что научился не тому, а вторую половину - на переучивание.

Мои коммуникативные проблемы все отчетливее напоминают мне этот чертов рояль. Поэтому я готова выйти в какое-нибудь людное место с транспарантом, на котором будет написано примерно "иногда лучше не научиться никак, чем научиться надежно, но неправильно" и стоять там немым укором, потому что я умею только так и прекрасно понимаю, что так - неэффективно.

Comments

( 11 — Leave a comment )
graph_ik
Aug. 5th, 2008 05:55 am (UTC)
Вспомнился этот анекдот:
Гусеничный трактор зацепил при развороте 600-го мерина.Из мерина вылезает в бешенстве НР, запрыгивает на гусеницу трактора, рывком открывает дверь, а там тракторист такой сидит, еле в кабине умещается, амбал, ппц....
Тракторист: ЧО ХОТЕЛ?
НР (ошалело): я...я....это....ключ хотел на 19 спросить....
Тракторист: Я ДО 42 РУКАМИ ЗАВОРАЧИВАЮ !!!
darth_veyda
Aug. 5th, 2008 09:47 am (UTC)
дадада :))))

У моей преподавательницы в училище были сухонькие изячные ручки, которые, как я подозревала, могли ребром ладони разбивать средненькие доски в киношно-каратешном стиле ))))
abadonnah
Aug. 5th, 2008 07:04 am (UTC)
Наш тренер по карате в свое время год ставил нам базовые удары рук и ног, и даже ребята, которые занимались уже лет по 7, занимались по той же программе. Идея была в следующем: трюки в тстиле Джеки Чана не помогут ни на улице, ни на татами. Чем засмысловатей удар, тем проще его снять или уйти от него. То же самое было и в моей второй танго-школе. Вместо наяривать километры абы как нам месяца три или больше ставили базу. Поэтому полностью согласен: нет ничего пагубнее, чем неправильный навык.
зы. а звукопоглощающие панели в концертном зале - жесть.
pantera_ra
Aug. 5th, 2008 09:24 am (UTC)
Вот это жесть!!! =)
Моя давным давно бывшая учительница музыки рыдала бы. Она ТАК учить никогда бы не додумалась.
darth_veyda
Aug. 5th, 2008 09:31 am (UTC)
Самое уныло-смешное, что все это получилось ненарочно )) Рояль в школу купили, какой удалось достать - в благословенном-то 94м году :) Наши учителя тоже рыдали и матерились, но другого концертного инструмента у нас не было, и приходилось взаимодействовать с тем, что есть. Ну и взаимодействовали, как могли - я вот об него один раз пальцы отбила ))
pantera_ra
Aug. 5th, 2008 09:36 am (UTC)
Да это понятно, это мне с домашним пианино повезло в благословенном 75 году - экспортный вариант чисто случайно в магазине обнаружился и учительница его вычислила и маме настойчиво отрекомендовала. Да и в школе тоже нормальный инструмент. И то я по нему долдонить умудрялась, как отбойным молотком.
Вобщем пипец какая там у вас ситуёвина - убийственный инструмент и звукопоглощающая обшивка - любовь к музыке отбивается на раз, причем у обеих сторон =)
darth_veyda
Aug. 5th, 2008 09:43 am (UTC)
(гордо)
Мне с домашним тоже сказочно повезло, мы купили по объявлению совершенно чудесный немецкий Мекленбург 1910го года рождения, который несколько примирял меня и с "украинами", и с суровым челябинским роялем ))) мечтаю к его столетнему юбилею заработать денюжек и натравить на него хорошего реставратора с настройщиком вместе...
pantera_ra
Aug. 5th, 2008 10:36 am (UTC)
Понимааааааю =)
Мой Этюд еще когда продали...
miss_lenchick
Aug. 5th, 2008 02:28 pm (UTC)
ога, уникальный опыт - по большей части опыт, который обретается с огромным трудом и потом никогда не используется.

я к тому, что "можно использовать" не равнозначно "необходимо использовать", потому как получаемый опыт вовсе необязательно окупит затраченные усилия. но это в ситуации, подразумевающей выбор. с роялью, я так понимаю, особо вариантов не было.
darth_veyda
Aug. 5th, 2008 04:41 pm (UTC)
Хорошо, если опыт просто бесполезный. В таком случае то, что на него потрачено, можно списать по графе "представительские расходы" "неизбежные потери" - после того, как схлынет основной поток эмоций по поводу зря потраченного. Хуже, когда этот самый опыт замещает и подменяет собой нужный, примерно как стронций замещает в костях кальций, и потом приходится одновременно вычищать его из себя и огребать от последствий его наличия в месте, в котором должно было быть что-то совсем другое, а оказалось вот это вот, и под вот это за неимением альтернативы были сформированы реакции и модели поведения. Этот вариант мне кажется намного труднее и противнее, чем предыдущий и является для меня причиной НЕ получать опыт от ситуации, которая мне кажется для этого непригодной, даже если у меня нет возможности из нее прямо сейчас выйти или даже если я регулярно в них, в такие ситуации, влетаю. Я, конечно, в состоянии разбираться, почему я в них влетаю, как это исправлять и тэдэ, но только ПОСЛЕ того, как окажусь на почтительном расстоянии (и во времени, и в пространстве). Все потом, потом, когда успокоюсь, починю последствия повреждений и обеспечу себе неповторение концерта в ближайшее время. А внутри и во время ситуации, которая является для меня тренажером разве что в области сотого по счету закрепления того, что меня, собственно, в эту ситуацию и привело, да еще углубляет и расширяет дырку, проковырянную в предыдущие девяносто девять раз... ни то, ни другое я не считаю полезным ))))

А рояль - пример. Демонстрационный и нефатальный :)
miss_lenchick
Aug. 6th, 2008 07:17 am (UTC)
(уточняет) а не получать опыт - это как? и всегда ли это можно контролировать?
( 11 — Leave a comment )